вторник, 30 октября 2018 г.

Минск: путешествие в "последнюю диктатуру Европы" (впечатления одного туриста)

ссылка на оригинал Minsk: Eine Reise in die "letzte Diktatur Europas"
Daniel Schrader

  При посадке на борт "Белавии" меня встречает пристальный взгляд стюардессы. "Гуд ивнинг" - по-английски приветливо здороваюсь я, в надежде вызывать улыбку на ее лице. "Здравствуйте", звучит по-русски в ответ. Лицо стюардессы при этом остаётся неподвижным. Ну что ж, добро пожаловать в Беларусь.



С февраля 2017 года в Беларуси действует безвизовый режим для иностранцев. Любой европеец может на 5 дней прилететь в Минск и посетить страну. Страну, в которой установился авторитарный режим правления и которую так любят называть "последней диктатурой Европы".


В классическом понимании Беларусь нельзя назвать страной, в которую толпой стремятся туристы. Соответственно, найти в интернете какую-то полезную информацию удается с трудом. На сайте немецкого МИД Беларусь вообще представлена как Северная Корея облегченного образца. "Туристам, посещающим Республику Беларусь, следует быть готовым к "особой системе ценностных представлений", предупреждает министерство на сухом языке канцелярита. И далее по тексту: "Поэтому к поездке следует готовиться с особой тщательностью." На всякий случай записываю телефон немецкого посольства в Минске.

Сразу после приземления в национальном аэропорту меня охватывает какое-то странное чувство беспокойства. У трапа самолета, прямо на посадочной полосе, нас встречает человек в форме и сопровождает в здание аэровокзала. Там я заполняю "миграционную карту", которую должен иметь при себе на все время пребывания.      

В гостиницу еду на такси. Город, погруженный в полуночную дрему, находится в состоянии клинической гипотермии: На просторных улицах и проспектах едва теплится жизнь, а идеально-белые фасады домов подсвечены серебряным светом прожекторов.   

Похоже, президента страны Александра Лукашенко очень волнует внешний вид столицы. Например, в ночь моего приезда перед моим отелем рабочие обновляют дорожную разметку. А на следующее утро я наблюдаю, как какой-то человек кисточкой подкрашивает бордюры на тротуаре.



Мой первый выход в город это прогулка по центральной улице столицы - проспекту Независимости.

Ощущение такое, словно я на машине времени переместился в СССР: от памятника Ленину я мимо Дворца Республики дохожу до Площади Победы, где находится обелиск, на верхушке которого изображены серп и молот.



Традиционное посещение главного универмага столицы. ГУМ меня встречает каменными лицами продавщиц, наблюдающих за тем, как я без дела слоняюсь по проходам магазина. На полках стоят вазы с цветочным узором и сувенирные тарелки лучшего советского образца. По радио играет Modern Talking - уже второй раз за день!
Пора отведать чего-нибудь белорусского. В ресторане Кухмистр заказываю национальное блюдо драники со сметаной, как же без них? Ждать приходится очень долго, как в лучших советских традициях. Когда наконец-то еду подают, я с голодухи проглатываю все и сразу. С пристрастием подвожу итог обеда: Жирно, но вкусно!


Следующие несколько дней ищу в Минске следы нашего времени. Обнаруживаю в нескольких местах закусочные Бургер Кинг и KFC. Пока во всем мире сети быстрого питания терпят убытки из-за растущего интереса людей к здоровому образу жизни, тут они всё еще считаются символом открытости и модернизации. Еще несколько лет назад единственный филиал МакДональдс был для многих самым привлекательным местом в городе.

Вместо старого метро по Минску можно передвигаться на Uber. В ТРЦ "Столица" нет вазочек в цветочки, зато есть SONY и Reserved. И продавцы тут более улыбчивые.

В Старом Городе (ул. Зыбицкая - прим перев.) клубы и бары стоят, тесно прижавшись друг к другу. В баре Чердак мне нравится больше всего. Серость и унылость будничного дня здесь растворяются в дыме сигарет, звоне пивных бокалов и ритме электронной музыки. Я сижу за стойкой и пью местное пиво. На танцполе отжигает молодежь. Такую картину можно увидеть в любом пабе Берлина или Гамбурга.
 

Картина длится недолго. Вскоре я вновь возвращаюсь в реальность. Так как несмотря на фастфуд и электронную музыку повсюду ощущается присутствие авторитарного режима: Ещё никогда и нигде на улицах мне не встречалось столько полицейских и солдат

Не дремлют и агенты КГБ. После развала СССР только в Беларуси спецслужбы сохранили прежнюю аббревиатуру. И функции: КГБ по прежнему наблюдает за своими гражданами. В прошлом году во время массовых протестов против власти вновь было арестовано большое количество оппозиционеров.  В политической жизни страны перемен не наблюдается.

Кстати, упомянутую на сайте МИД ФРГ "особую систему ценностных представлений" можно увидеть в Музее истории ВОВ, который я посетил в  последний день моего пребывания в белорусской столице. Там представлена история страны во времена Второй мировой. 


Под огромным стеклянным куполом здания, на вершине которого
реет советский флаг, история войны, как бы это сказать, написана другим языком: Нападение Советского Союза на Польшу в 1939 году трактуется как воссоединение Белоруссии. А насильственное включение Прибалтики в состав СССР преподносится в безобидном свете как "добровольное присоединение".
     
Поражает то, каким узлом здесь завязана картина мира и как ее преподносят своим согражданам. Здесь можно воочию убедиться в силе пропаганды. И именно сейчас, когда мы спорим о праве на "альтернативные факты", от такого посещения просто жуть берет.    

Но в этом то и заключается весь курьез ситуации. Все говорят: Беларусь находится на пороге перемен. И только тут можно наблюдать, что происходит, когда перемены происходят под контролем, когда туристам и зарубежным компаниям открывают двери, но закрывают их для идей. Именно этот парадокс сделал мое путешествие таким особенным. И хоть телефон немецкого посольства мне не пригодился, чувство какого-то беспокойства преследовало меня до самого конца поездки. 

И в заключение можно сказать: Несмотря на все перемены Минск по прежнему остается столицей последней диктатуры Европы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий